Крошка
Панорама
Панорама 2
 
 

На заметку

« Назад

Добыча мрамора  19.01.2014 19:43

Karyer 1Гул взрыва раскатистым эхом докатился до села. Взрывчатка, заложенная в пробуренные в скале скважины, с грохотом разрушила камень. Взрывная волна, зажатая с трех сторон горной стеной, ударила в скальный массив. Когда гул стих, к месту взрыва стала стягиваться тяжелая техника: экскаваторы, бульдозеры и самосвалы.

800 м на 200 м - таков размер Медведевского карьера, где уже более 100 лет открытым способом добывают мрамор. Поначалу техники как таковой здесь не было. Летом использовали кувалду и клин, зимой заливали воду в трещины в скале. Замерзнув, вода разрывала камень. Вывозили мраморные глыбы на лошадях. Первые машины в карьере появились в 1960-х годах, когда мрамор решили добывать в промышленных масштабах. Запасы месторождения оценили в 8 млн. куб. м.

Закупили буровые станки, дробильно-сортировочную установку, два экскаватора ЭС-3 (объем ковша — 3 м3), погрузчики и несколько самосвалов КраЗ-256 (г/п 12 т). Спустя 20 лет оборудование и карьерную технику заменили на более мощную и производительную. В конце 1980-х годов закупили новую буровую установку, дробилку и дополнительные грохоты, что позволило увеличить выпуск продукции из мрамора, разделив ее на «песок» (0-2 мм), «рис» (2-5 мм) и «мраморную крошку» (5-20 мм).

Старые экскаваторы заменили на уралмашевские ЭКГ-5А (объем ковша - 5 м3). На смену самосвалам КрАЗ-256 пришли БелA3ы-540 (г/п 30 т). В начале 1990-х к парку техники добавились бульдозер Т-170 и погрузчики ТО-18 (г/п 2,5 т), ТО-27 (г/п 8 т), L-34 «Стальная воля» (г\п 7 т). 

Попав в карьер, техника за его пределы уже не выезжает, полностью вырабатывая свой ресурс. Прямо сюда для заправки привозят дизтопливо, для ремонтных работ - узлы и запчасти. Здесь же машины проходят диагностику на пригодность к эксплуатации, проводится их внеплановый и капитальный ремонт. Мелкие поломки устраняют сами водители, более серьезные - в созданном при карьере ремонтно-механическом цехе, где есть сварщик, механик и слесари.

Технологическая цепочка работ в Медведевском мраморном карьере отработана десятилетиями. На первом этапе буровые станки пробивают в горной породе 10-метровые скважины на площади 30X30 м по размеченной сетке 5X5 м. Второй этап - закладка в скважины взрывчатки. Место, где проводятся взрывные работы, заранее оцепляется, зона безопасности для техники – 200 м, для людей – 300 м.

От качества взрыва в карьере зависит очень многое. Чуть ближе скважины друг к другу, немного больше взрывчатки - и происходит переизмельчение породы, она годится только на песок. Если расположить скважины подальше, сэкономить на взрывчатке — большой выход негабарита, крупных камней. Экскаватор начинает рвать породу, из-за повышенной нагрузки у ковша ломаются зубья. И заменять их приходится чаще - каждые полгода. К тому же негабарит - это дополнительные расходы: его отвозят к борту карьера, где он лежит в ожидании повторного взрыва.

После того как буровзрывные работы завершены, начинается собственно добыча мрамора: экскаватор подцепляет ковшом разрыхленную взрывом часть скалы и порода с грохотом обрушивается вниз. Обвалившиеся камни зачерпываются ковшом экскаватора и грузятся в кузов самосвала, который затем отправляется на дробильно-сортировочную установку (ДСУ), находящуюся неподалеку, в 600 метрах.

Во время погрузки самосвала и транспортировки породы из кузова нередко высыпаются камни. Чтобы сберечь шины самосвала от порезов об их острые края, два раза в смену бульдозер утюжит землю - подчищает подъездные пути и дорогу от просыпи. Но вот самосвал подъезжает к ДСУ и, осторожно сдав назад, разгружается на площадке — камни с грохотом летят вниз, в бункер. Затем по ленте конвейера они движутся в грохота, где дробятся и, уже измельченные, вновь попадают на ленту и перемешаются вверх, через трубу высыпаясь в отвалы. Если порода излишне загрязнена, то, минуя грохота, по отдельной ленте конвейера она уходит в отвал, расположенный в стороне. Шустро снующий возле отвалов экскаватор грузит ковшом мраморный щебень в подъезжающие самосвалы, которые отправляются к заказчику или на склад временного хранения. А там их уже ждут погрузчики — сгребают выгруженный щебень на специальную площадку или заполняют им готовые к отправке железнодорожные вагоны.



Разделы статей